ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТОК ДЛЯ АНАЛИЗА НЕКОТОРЫХ ЯВЛЕНИЙ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН С 1900 ПО 1917 ГОД

1898 - 1917 годы - период расцвета капиталистических отношений в России, время, когда многое в российской жизни было продиктовано рынком.
Спрос определял предложение, в том числе и в издательской деятельности. Издававшиеся из года в год открытки должны были удовлетворять потребности жителей России, поскольку именно удовлетворение потребностей и позволяло их продавать. Следовательно, исследование открыток, изданных в эти годы, позволяет понять некоторые потребности россиян, а через них раскрыть особенности обыденного сознания. Оптимальным массивом может служить деятельность издательства общины Святой Евгении. Это связано с несколькими обстоятельствами:

* Во-первых, рыночный характер деятельности, большие тиражи (10 тысяч - обычный тираж открытки), который невозможно было бы распространить без учета особенностей спроса.
* Во-вторых, активная издательская деятельность на протяжении всего исследуемого периода (было издано около 6500 открыток).
* В-третьих, тематическое разнообразие открыток (видовые открытки, портреты, животных, жанровые сцены и многое другое).
* В-четвертых, наличие полного каталога с датами издания открыток[1].


Все это позволяет составить представление о тех потребностях россиян в период с 1900 по 1917 годы, для удовлетворения которых покупались открытки.
Перейдем к примерам возможностей открыток.

"О вкусах не спорят"

Издательство общины Святой Евгении было известно тем, что активно пропагандировало художников "Мира искусства". Действительно, издано очень много открыток Александра Николаевича Бенуа и его соратников.
Ниже приводится таблица, позволяющая увидеть, каких художников из давали и переиздавали больше всего.

Таблица 1. Количество открыток и "индекс переиздания" наиболее "издаваемых" художников.

Художник Открыток Индекс переизданий
Бём Е.М. 68 2,926[1]
Билибин И.Я. 62 1,048
Добужинский М.В. 61 1,033
Бенуа Александр 46 1,000
Лукомский Г.К. 45 1,067
Остроумова-Лебедева А.П. 45 1,089
Эндаурова Л.М. 42 1,024
Врубель М.А. 36 1,444
Бобров В.А. 34 1,176
Лансере Е.Е. 34 1,000
Всеволожский С.В. 32 1,000
Гриценко Н.Н. 32 1,000
Сомов К.А. 32 1,313
Рерих Н.К. 31 1,194
Толстой Ф.П. 30 1,000
Крыжицкий К.Я. 26 1,192
Сперанский М. 26 1,077
Яремич С.П. 26 1,000
Бенуа Альб.Н. 25 1,280
Серов В.А. 25 1,800
Бакст Л.С. 24 1,000
Зарубин В.И. 23 1,000
Павлович А. 23 1,261
Васнецов В.М. 21 2,333[3]
Ковальский Л.М. 21 1,000
Кондратенко Г.П. 21 2,286
Соколов П.П. 20 1,000
Беренштам Ф.Г. 19 1,000
Левитан И.И. 19 1,684
Юон К.Ф. 19 1,000
Самокиш Н.С. 18 1,056
Кустодиев Б.М. 17 1,059
Лебедева-Анохина Е. 17 1,235
Шарлемань О.А. 17 1,000
Брюллов К.П. 16 1,125
Переплетчиков В.В. 16 1,000
Верещагин В.В. 15 1,000
Рембрандт 15 1,000
Пастернак Л.О. 14 1,000
Боровиковский В.Л. 13 1,000
Линдеман А.Э. 13 1,000
Пимоненко Н.К. 13 2,923[2]

"Индекс переиздания" - это величина, равная сумме переизданий всех открыток автора, деленной на число его открыток, другими словами - среднее число переизданий каждого автора.
Количество открыток разных художников, приведенное в таблице, наглядно иллюстрирует упомянутую выше особенность издательства - продвижение "Мира искусства". Фамилии Билибина, Добужинского, Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Лансере, действительно, в верхней части списка, однако возглавляет его Елизавета Меркурьевна Бем.
Сегодня эту художницу знают только узкие специалисты. А в начале века ее рисунками детских головок и сценок с детьми был наводнен рынок открыток России. Только общиной Святой Евгении было издано 68 сюжетов. От общины не отставали и другие издательства.
Но значительно более интересный для нас показатель - количество переизданий. В этом списке опять лидирует Елизавета Меркурьевна, в среднем каждый ее сюжет выдержал три издания. Были среди ее открыток и своеобразные рекордсмены.
Вот открытка - рекордсмен "Рассказ А.П. Чехова "Ванька". Ее номер по каталогу общины 850, первый раз она была издана в 1904 году и выдержала 18 изданий*.
14 изданий с 1904 года выдержала открытка №698 "На Руси не все караси, есть и ерши". Следующая открытка-рекордсмен - 13 изданий - №1719 "Кому до того дело, что я с кумом сидела" вышла впервые в 1905 году. Практически нет открыток Е.М. Бем, которые не издавались бы во второй, третий и многие другие разы. Все это, безусловно, говорит о том, что они продавались, то есть, были востребованы.
Вторым автором, лидирующим в списке переиздававшихся, является Николай Корнилович Пимоненко. Так же, как и Бём, это популярный в начале века, но забытый сегодня художник. Изданная в 1903 году открытка "До дому" №227 была переиздана 9 раз. Следовательно, было продано не менее 90 тысяч экземпляров открыток. Открытка №1128 "В поход" выдержала не менее 7 изданий, то есть не менее 70 тысяч россиян смогли купить ее, а значит, потребности такого числа покупателей удовлетворяло издательство, переиздавая открытки Пимоненко.
Третьим в этом списке наиболее переиздаваемых художников стоит Виктор Михайлович Васнецов, не поднимавшийся выше шестого издания. Открытка № 2150 "Сирин и Алконост. Песня радости и печали" переиздавалась не меньше шести раз, три открытки - №№468, 2320, 2380 - пять раз, одна - №23 "Три девицы под окном..." не меньше четырех раз, открытки №№ 2209, 2477 - не меньше трех раз.
При этом надо отметить, что все эти три художника и, что показательно, часто теми же сюжетами, хорошо представлены другими открыточными издательствами России. Вот пример Н.К. Пимоненко: его открытка "До дому" напечатана издательством "Петербург" в 1900 году, "В поход" - издательством "Ришар" в 1900 году, издательством "Русалка" в 1901 году [2].
Переиздавали и других художников, однако такого бешеного успеха, как перечисленные трое, не имел никто, у других художников переиздавали одну - две работы.
Так, открытка №126 - скульптура В.А. Беклимешева "Как хороши, как свежи были розы" издавалась не менее 7 раз, а открытка №419 с картиной Левитана "Весна" издавалась с 1903 года не менее 8 раз. Из иностранных художников наибольшее число переизданий выпало на долю Жана Батиста Грёза, его "Молящаяся девочка" на открытке №2113 переиздавалось не менее 8 раз. Нравилась и "Диана" - скульптура Гудона, открытка №2123, выдержавшая также не менее 8 переизданий.
Напомним, что для сравнения разных художников мы ввели "индекс переизданий", равный среднему числу переизданий автора (см. Таблицу 1). Таким образом, чем больше переиздавался автор, тем выше его "индекс переизданий". Колонка "индекс переизданий" в Таблице 1 показывает буквально полный провал "Мира искусства" с этой точки зрения.
О чем свидетельствует такое явное предпочтение одних художников другим? Безусловно, это проявление массового сознания, проявление вкуса, того, что нравилось. Действительно, анализ открыток первых по рейтингу переизданий художников показывает, что их объединяют два общих свойства. Первое - сентиментальность большинства сюжетов, второе - практически все изображенные - в национальной одежде. Первая составляющая успеха особенно ярко выражена у Е.М. Бём - бесконечные детские головки и сейчас вызывают умиление, что является лишь дополнительной иллюстрацией открытой этологами закономерности - укороченное лицо, выпуклый лоб, круглые глаза, пухлые щеки - это набор ключевых стимулов, пробуждающих родительское чувство [3].
Вторая составляющая успеха - национальная одежда. В национальные костюмы изображаемые в большинстве случаев одеты и у Бём, и у Пимоненко, и у Васнецова. Сегодня это кажется данью патриотичности, может восприниматься как высокая идейность наших предков, но, видимо, это не так.
В начале XVIII столетия указом Петра I было строго определено "всех чинов людям" носить платье "венгерское и немецкое". Указы не распространялись на духовенство, извозчиков и крестьян. Поэтому характерной одеждой крестьян северных и центральных губерний был так называемый сарафанный комплекс одежды. Именно сарафанная одежда воспринималась как национальная, поэтому Бём, Пимоненко, Васнецов одевали в нее изображаемых ими персонажей. Но дело в том, что тогда эта одежда еще не была музейным экспонатом, она широко использовалась как в ежедневном быту, так и в праздничном.
Жители России в персонажах открыток, одетых в национальные одежды, узнавали себя, происходил процесс идентификации. Только 15% населения России жило в городах и носило общеевропейский костюм[4]. Большая же часть россиян одевалась в национальные костюмы и была тем огромным рынком, который поглощал невероятные тиражи открыток Е.М. Бём, Н.К. Пимоненко, В.Н. Васнецова. Стоимость открытки от 5 до 10 копеек (сравните со стоимостью бани от 5 до 60 копеек[5]) делала ее чрезвычайно доступной, в результате чего открытка, подобно лубку, стала элементом национального народного интерьера.
Рейтинги популярности или властители дум
Последние годы очень популярны рейтинги политиков, певцов и т.п. На основании анализа изданий открыток мы можем, включив своеобразную машину времени, составить рейтинги тех, кто был популярен у наших прабабушек и прадедушек. Безусловно, лидирует тема императорской фамилии. Затем следуют актеры, писатели, художники, композиторы.

Тема Открыток
Члены императорской фамилии 311 (4,8%)
Актёры 137 (2,1%)
Писатели 104 (1,6%)
Художники 24 (0,4%)
Композиторы 9 (0,1%)

И здесь мы видим работу механизмов обыденного сознания. Сравнивая эти открыточные рейтинги с рейтингами лидеров общественного мнения, получаемыми сегодняшними социологами, мы можем смело утверждать, что структура рейтингов не изменилась. Действительно, члены императорской фамилии в наше время - это политики, и они опять на первом месте. Это совпадение тем удивительнее, что сегодня рейтинги во многом определяются частотой упоминания в средствах массовой информации. Но в начале XX века существовали средства еще не массовой информации. Не было ни радио, ни телевидения. Ежедневных газет во всей Российской Империи было только 11[4]. Следовательно, открыточный рейтинг не задан СМИ, а возможно, и за сегодняшним стоят какие-то более общие закономерности общественного сознания, чем просто влияние числа упоминаний. Ниже в Таблице 2 приведены наиболее популярные члены императорской фамилии, актеры и писатели.

Таблица 2. Самые популярные члены императорской фамилии, актеры и писатели в 1898-1917 годах.
Члены императорской семьи Кол-во Актёры Кол-во Писатели Кол-во
Е.И.В. Николай II 48 Карсавина Т.П. 10 Толстой Л.Н. 17
Е.Т.В. Екатерина II 20 Комиссаржевская В.Ф. 8 Пушкин А.С. 5
Александра Фёдоровна 20 Ершов И.В. 5 Жуковский В.А. 4
Пётр I 12 Розен-Санин М.Н. 5 Тургенев И.С. 4
Вел.кн. Мария Павловна 11 Фокина Е. 5 Гоголь Н.В. 3
Вел.кн. Мария Николаевна 11 Шаляпин Ф.И. 5 Ахматова А.А. 2
Вел.кн. Алексей Николаевич 10 Каринская М.А. 4 Гнедич Н.И. 2
Вел.кн. Ольга Николаевна 10 Кякшт Л.Г. 4 Горький М. 2
Вел.кн. Елизавета Фёдоровна 10 Липковская Л.Я. 4 Крылов И.А. 2
Вел.кн. Татьяна Николаевна 9 Скарятин А.П. 4 Лермонтов М.Ю. 2
Ломоносов М.В. 2
Майков А.Н. 2
Некрасов А.Н. 2
Шевченко Т.Г. 2

Анализ персональных рейтингов дает пищу для многих интересных и неожиданных предположений.
Предположение первое - популярность женщин. Если сегодня в рейтингах исторических деятелей Пётр I всегда опережает Екатерину II, то в начале XX века мы видим обратное. Кроме того, если места действующего императора, императрицы и их детей понятны, то наличие в первой десятке двух великих княгинь, а не великих князей позволяет нам укрепиться в этом предположении. Действительно, великая княгиня Мария Павловна "была третьей дамой в империи после обеих императриц"[6], но были ведь и вторые, и третьи мужчины в империи. Открытки с их изображениями издавались, но рейтинги этих открыток ниже. Особенно удивляет место Великой княжны Елизаветы Федоровны - родной сестры императрицы. Почему она выше мужчин? Вероятно, это объясняется уважением россиян, которое великая княжна заслужила огромной благотворительной деятельностью. Только во время русско-японской войны она на свои средства оборудовала несколько санитарных поездов, ежедневно посещала госпиталя, заботилась о вдовах и сиротах погибших в боях воинов. Третьим поводом для предположения о роли женщин в общественном сознании россиян начала века дает рейтинг актеров. Если сегодня первый, о ком мы думаем, вспоминая театр начала прошлого века, это Федор Шаляпин, то собственно в начале прошлого века лидерами были Тамара Красавина и Вера Комиссаржевская. Вообще, актёры-мужчины выглядят в этом рейтинге несколько сиротливо, хотя известных актеров - мужчин было в начале XX века достаточно.
Предположение второе - Л.Н.Толстой был наиболее явным "властителем дум" в России начала XX века. Сегодня фраза: "Пушкин - наше всё" достаточно метко отражает феномен общественного сознания. А в нашем открыточном рейтинге любопытным является отрыв Толстого от Пушкина. Причем надо заметить, что в анализируемый период в России был отпразднован столетний юбилей Александра Сергеевича. Кстати, у издательства даже была сделана специальная оборотная сторона для юбилея. И при этом у Толстого 17 открыток, а у Пушкина только 5.
Вполне понятно, что рейтинг популярности, растянутый на почти 20-летний срок - это поверхностный анализ феноменов обыденного сознания. Открытки позволяют значительно более детально проанализировать популярность.(...)
Время и место
Примерно половина открыток, изданных общиной Святой Евгении, - виды городов и местностей. Почему изображения одних городов издавались все время и не по одному разу, а другие либо никогда не появлялись, либо появлялись на одной - двух открытках? Ответ достаточно прост. Число изданий открыток с изображением какой-либо местности - это рейтинг посещаемости. Функция видовой открытки проста, человек посылает ее кому-то, чтобы показать: здесь я был. То есть это передача визуальной информации. "Это я видел и хочу, чтобы и ты видел". Поэтому число изданных открыток такого рода - достаточно точное мерило числа посетителей того или другого места. Кто, куда и зачем ездил в 1900-1917 годах? Скорей всего, правильно будет предположить, что ездила экономически активная часть жителей России, то есть горожане. Это подтверждает тот факт, что число переизданий видовых открыток значительно уступает переизданиям сцен, где изображены люди в "национальных костюмах". То есть не было массового сельского покупателя, способного поглощать огромные тиражи отдельных открыток. Следовательно, если это горожане, то первый пик - это точка отправления. Действительно, в рейтингах видов городов на первых местах оказались:

Город Открыток
1 Санкт-Петербург 545
2 Москва 211
3 Псков 88
4-5 Варшава 79
4-5 Вильно 79


Вполне понятно, что из этих городов как уезжали, так и туда приезжали, как в центры экономической жизни. Удивляет только место Пскова, но пока оставим этот вопрос открытым.
Рейтинг местностей, посещаемых россиянами, судя по открыткам, выглядит следующим образом:

Местность Открыток
1 Крым 159
2 Малороссия 149
3 Сибирь 78
4 Урал 43
5 Дальний Восток 21

Для того чтобы понять, почему рейтинг местностей именно такой, попытаемся раскрыть основные мотивы поездок людей:

1. Отдых
2. Работа
3. Война


Для понимания, зачем и куда ездили россияне, посмотрим на годы издания открыток с местностями.(Далее в статье приведены графики)
Синусоидальный характер кривых связан с тем, что после издания большого числа открыток идет период их реализации, и если тема интересна, открытки после реализации издаются опять. Поэтому мы видим, что открытки с видами Малороссии и Крыма - популярных мест отдыха - востребованы все время. Причем Малороссийские виды перестают издаваться в период войны. Видимо, закономерно уменьшается число желающих ехать в области, расположенные близко к театру военных действий. Открытки с видами Дальнего Востока были нужны в период войны 1904 - 1905 годов, Урал, Сибирь - скорей работа, строительство железной дороги, приходящееся именно на годы с 1904 по 1914.
Более детальный анализ открыток позволяет более точно описывать места отдыха, работы и войны.
Так, ранее был оставлен вопрос о месте Пскова, оказавшегося среди экономически активных городов. Однако если учесть, что основная часть открыток с изображениями Пскова приходится на 1914 - 1917 годы, становится ясно - открытки нужны были в годы войны, поскольку там располагались войска. По открыткам можно определить, что любимое место в Крыму - это Алупка, а также многое другое.
Безусловно, все вышесказанное о городах и местностях - весьма интересно, но какое отношение это имеет к общественному сознанию? Дело в том, что в конце XIX и начале XX веков россияне практически не знали России. Например, поездки Н.К.Рериха по Европейской части России были для него буквально открытием своей страны. Именно поэтому динамика издания открыток с изображением различных городов и местностей - это динамика открытия России для россиян.


В заключении хотелось бы сказать о том, что это лишь беглый взгляд, задача нашего исследования, скорее, не поставить точку в изучении вопроса, а показать возможности использования открыток в изучении феноменов общественного сознания прошлых поколений.

* - Число изданий установлено по коллекции автора. В коллекции содержатся открытки с номером издания. Поэтому число изданий может быть больше, а не меньше.

1. Третьяков В.П. Открытые письма Серебряного века. СПб: "Славия", 2000.
2. Забочень Н.С. По следам утраченного. "Советский коллекционер", вып. 4.
3. Тинбергерн Н. Поведение животных. М.: "Мир", 1978.
4. Россия 1913 год. Статистика, Документальный справочник. СПб: "Блиц", 1995.
5. Губин Д., Лурье Л., Порошин И. Реальный Петербург. СПб.: "Лимбус-пресс", 1999.
6. Дом Романовых. СПб, 1992.

В.П.Третьяков, А.А.Гутерман

Перепечатано с незначительными сокращениями из журнала "Клио" N 2 (14) за 2001 г.



Комментарии: (1)   Рейтинг:   Версия для печати