Первые русские открытые письма, изданные Главным Управлением Почт и Телеграфов, представляли собой немаркированные бланки-формуляры, одна сторона которых была предназначена исключительно для написания адреса, а другая – чистая, для краткого сообщения. В мае того же 1872 года отправители уже держали в руках первое русское маркированное открытое письмо.
Массовый выпуск иллюстрированных, в том числе и видовых, открыток в России был налажен практически сразу после выхода в свет в конце 1894 года «Распоряжения министра внутренних дел по почтовой части», которым упразднялась государственная монополия на издание бланков открытых писем. С адресной стороны открытых писем исчез двуглавый орел (позже имперский герб печатался на адресной стороне рядом частных издательств, имевших соответствующее разрешение на его использование), а само издание почтовых карточек было разрешено частным лицам. Первая из таких открыток, известных коллекционерам, выпущенная в Риге частным издательством, прошла почту уже 14 февраля 1895 года.
К этому же году традиционно относится издание первых серий почтовых карточек с видами городов российской империи, в частности с видами Москвы. Время выпуска московской серии определено по отметке о получении разрешения на печать от органов цензуры, датированного 18 ноября 1895 года. Открытые письма с изображением московских достопримечательностей, дополненные цветочными композициями, были отпечатаны российской литографией «Высочайше утвержденного Товарищества печатного дела и торговли И.Н. Кушнерев и Ко» в Москве. Такие почтовые карточки являются ярчайшими представителями стиля «Грюсс» (от немецкого «Gruss aus…», что означает «Привет из…»), несмотря на отсутствие на них привычного «Привет из…», замененного на ряде открыток серии лаконичной надписью «Москва», «Одесса», «Санкт-Петербург», «Нижний Новгород» и т.п. Часть тиражей открытых писем печатали в цвете, другую – однотонной.
В феврале 1904 года в оформлении почтовых карточек произошли кардинальные изменения. Всемирный Почтовый Союз, членом которого Россия состояла, принял решение о принципиально ином виде размещения информации на открытках. Теперь изображение могло занимать все пространство лицевой стороны почтовых карточек, а их адресная сторона делилась на две части – непосредственно для адреса и для текста письма. Интересно, что при принятии решения учли, в том числе, и пожелания коллекционеров, сетовавших на то, что изображение на иллюстрированной стороне открыток часто теряет художественную привлекательность после написания там текста сообщения.
Новую веху в истории открытки обозначило появление фотооткрытки. До изобретения кинематографа и позже телевидения фотооткрытка стала первым массовым передатчиком зрительной информации. Открытка – хроникер эпохи, беспристрастный свидетель социальных изменений, пропагандист культуры и художественного вкуса, имеющий многотысячную аудиторию, психолог, политик, самостоятельное художественное произведение. Открытка – уникальный феномен сочетания информативности и художественности, значение которого долгие годы было незаслуженно забыто и о котором вспомнили сегодня.
Комментарии: (2) Рейтинг: Версия для печати