ПОЖЕЛТЕВШИЕ КАПИТАЛЫ

В конце января состоялся первый в России аукцион старинных открыток. Несмотря на то, что самый дорогой лот ушел за «жалкие» 10 тыс. рублей, специалисты пророчат этому рынку бурное развитие, а ценителям антиквариата — большие доходы.

Интерес к инвестициям в произведения искусства уже давно перестал быть уделом избранных, а сравнение динамики роста цен на рынке антиквариата с индексами фондового рынка не делает только ленивый.

Правда, до самого последнего времени в тени оставался рынок почтовых открыток. Оно и понятно — размах не тот: вместо громких аукционов Sotheby’s и Christie’s — онлайновый eBay или единичные специализированные форумы. Вместо миллионов долларов за предмет старины — не больше нескольких тысяч «зеленых». Вместо полчищ ценителей — горстка энтузиастов.

Однако коллекционирование старинных и раритетных открыток стремительно входит в моду, и для собирателей это увлечение может превратиться в весьма выгодную страсть.

«Я сейчас сижу в так называемой засаде, — доверительно сообщает 32-летний Леонид, занимающийся скупкой открыток для коллекционеров из России и США. — Через два часа мне надо «выстрелить» на eBay по заданию коллекционера из Мурманска по лоту из трех открыток начала XX века. Сейчас ставка $144, а я должен купить их максимум за $300». Для Леонида это хобби, но в последнее время оно стало приносить солидную прибыль — число клиентов растет как на дрожжах.

Увеличивающийся интерес к старым открыткам подвиг даже флагмана отечественного аукционного рынка, аукционный дом «Гелос», на проведение первых в России торгов этими предметами антиквариата. Ожидания аукционеров оправдались — из 50 лотов с молотка ушли 34.

Правда, российский рынок до сих пор сохраняет все признаки «дикого». По-настоящему редкие открытки стоимостью 5,5—8 тыс. рублей так и не обрели на «Гелосе» владельцев, в то время как оцененная организаторами аукциона в 2 тыс. рублей открытка с видом Москвы (1895) ушла с молотка аж за 10 тыс. рублей.

Российские коллекционеры открыток пока не привыкли к «свету», объясняют эксперты, им милее просторы Интернета, где можно самостоятельно как купить, так и продать работы, прохлада букинистических магазинов и услуги таких посредников, как Леонид.

«Говорить об открытках как способе инвестирования средств в России пока очень рано», — уверен эксперт аукционного дома «Гелос» Николай Махонин. Но с ним не согласны коллекционеры. «Последние пара лет стали для рынка открыток знаковыми, — уверен коммерческий директор компании «Библио-Посткард» Арсен Мелитонян. — Раньше на открытки как на объект инвестирования никто внимания вообще не обращал. Теперь же очевидно, что нынешняя неразвитость рынка хранит в себе громадный потенциал роста».

К тому же более демократичное направление в искусстве найти сложно. «Входной билет» может обойтись в пару сотен долларов — выкладывать за понравившийся кусочек картона баснословные суммы не обязательно. Подавляющее большинство работ на отечественном рынке филокартии (коллекционирования открыток) стоит от $15 до $200.

О пользе вида

Цена открытки складывается из таких факторов, как степень ее редкости, имя автора, тема и даже то, прошла она почту или нет. По словам Арсена Мелитоняна, наличие редких почтовых штемпелей автоматически повышает стоимость открытки. Например, бесценные для кого-то в свое время почтовые карточки от отцов, мужей и любимых из фронтового госпиталя ныне приобретают вполне ощутимое денежное выражение.

Еще выше ценятся «свидетели» памятных событий. Например, в 2005 году на торгах аукционного дома Bonhams & Butterfields самым дорогим лотом стало меню для пассажиров 3-го класса в виде открытки с фотографией «Титаника». Лот был продан за $44,6 тыс.

Влияет на цену открытки и редкость сюжета — будь то виды города или самобытная национальная тема. «Например, если на открытке изображена синагога, меньше $200 она стоить уже не будет», — уверяет один из филокартистов.

Обращают внимание коллекционеры и на имя автора. На открыточном рынке тоже есть свои герои — скажем, работы известного чешского модерниста начала ХХ века Альфонса Мухи редко стоят менее $1 тыс. Раритетный экземпляр и вовсе может оцениваться в $10 тыс.

Дорогими экспонатами также являются почтовые карточки, принадлежавшие известным людям. Пару лет назад в Монреале были проданы четыре наброска Адольфа Гитлера и две подписанные им рождественские открытки. В сумме это «собрание» потянуло на $26,8 тыс.

Рождественская открытка, которую идол 90-х прошлого столетия Курт Кобейн нарисовал в шестилетнем возрасте, ушла с молотка за $16 тыс., а открытка, подписанная в свое время Джоном Кеннеди и его супругой Жаклин, была продана на одном из аукционов за $10,3 тыс.

В среднем цена на раритетные открытки на Западе растет на 10% в год. Хотя по сравнению с другими предметами антиквариата за открытки выкладывают очень скромные суммы. Например, в 2001 году первая рождественская открытка в Великобритании, датированная 1840 годом, была продана всего за 22 тыс. фунтов.

Впрочем, для россиян и такие цифры пока запредельны. Но из-за недооцененности рынка некоторые работы дорожают гораздо быстрее, чем на на Западе. В среднем стоимость отечественных открыток растет на 20—25% в год. И такая динамика, по оценке Арсена Мелитоняна, будет сохраняться в течение ближайших пяти лет, пока рынок не стабилизируется.

Сейчас всплеск интереса к кому-либо из авторов обусловлен в основном выходом каталога его работ. Так, после издания пару лет назад каталога с открытками Елизаветы Бем (в них использовались детские образы, сюжеты русских пословиц и поговорок) цены на отдельные ее работы подскочили с $50—100 до $180—200. В целом же, по словам Николая Махонина, за два года стоимость работ Бем выросла в два раза!

Растут цены и на открытки художника Ивана Билибина, изданные в 20-е годы прошлого века во Франции. Два года назад его авторская открытка стоила $20, сейчас ее цена доходит до $85—90.

Впечатляющую динамику роста демонстрируют цены на открытки Бориса Зворыкина. Стоимость его работ увеличилась за последние три года на 300%! Похожими темпами растут цены на открытки издательств Ольги Дьяковой и Иосифа Кнебеля, выпускавших художественные карточки с репродукциями произведений русских классиков. «И это не предел, сюжеты их открыток абсолютно оригинальны!» — воодушевленно рассказывает эксперт одного из букинистических магазинов.

Растет и стоимость открыток с видами Москвы издания Шерера (1902—1903). Три года назад их покупали по 700—800 рублей, сейчас — уже 1,5—2 тыс. По словам Николая Махонина, все больший интерес у отечественных филокартистов вызывают открытки начала XX века, вышедшие в издательстве Ильи Лапина в Париже.

Недооцененными, по мнению экспертов, остаются советские открытки 20—30-х годов прошлого века (диапазон цен — от 300 до 7,5 тыс. рублей). Поскольку каталог этих работ вышел совсем недавно, всплеск интереса к данной теме и, соответственно, рост цен неминуем. «Эти открытки интересуют многих коллекционеров, в них раскрывается жизнь тех лет гораздо шире, чем, скажем, в искусстве плаката», — уверяют эксперты.

Также коллекционеры уверены: нас ждет бум интереса к открыткам, изданным в Ленинграде во время блокады (сейчас готовится к выходу соответствующий каталог), а через несколько лет и к открыткам на тему победы над французами в 1812 году (близится 200-летие сего знаменательного события).

Болезни роста

Впрочем, как и на всяком рынке, цены на почтовые карточки не только растут. Так, стоимость открыток, воспроизводящих работы графа Муравьева и Юлия Клевера, за последние несколько лет снизилась с $20 до $10. Гораздо меньше интересуют сегодня собирателей и открытки в стиле ню. Если в советское время они стоили примерно столько же, сколько и открытки, нарисованные художником Львом Бакстом, то теперь цены на ню редко поднимаются выше $10 за экземпляр, а работы Бакста стартуют с $40.

«В советское время открытки этой тематики символизировали некий запретный плод, были очень модными, а теперь обнаженкой, даже высокохудожественной, никого не удивить», — объясняет бывший военный летчик, а ныне частный коллекционер Сергей Шуков.

По словам Николая Махонина из «Гелоса», стремительно теряют в цене и модные еще недавно открытки с изображением царской семьи, изданные за рубежом. Буквально за полгода цена на них упала с $100 до $50. Причина банальна — слишком много таких «изделий» хлынуло на наш рынок. Однако на этом рынке есть и островки относительной стабильности. Так, открытки немецкого издательства Wiener Werkstaette, выходившие в начале XX века (средняя цена — $5—7 тыс., а пару лет назад одна из открыток ушла за 12 тыс. евро), вряд ли в ближайшие годы значительно вырастут или упадут в цене. Та же ситуация с открытками издательства «Сегодняшний Лубок», нарисованными Маяковским и Малевичем (средняя цена — $1 тыс.).

Разобраться в таком многообразии авторов, издателей и тем самостоятельно практически нереально. Однако помощь профессионала влетит потенциальному инвестору в копеечку. Такие «дилеры», как Леонид, берут за свои услуги около 30% от суммы закордонной покупки. Специалисты антикварных магазинов оставляют себе около 20—30% от стоимости открытки по каталогу. Независимых же экспертов в стране пока нет. Но, по словам Арсена Мелитоняна, лет через пять рынок должен стабилизироваться и лет через десять приобрести цивилизованный вид.

Так что, наткнувшись в чулане на запылившиеся пожелтевшие кусочки бумаги, не спешите отправлять их в мусорное ведро. Полученное бабушкой послание полувековой давности может сделать вас чуточку богаче.



Комментарии: (1)   Рейтинг:   Версия для печати