Вторая типография по приказу Петра была основана в 1720 году при Александро-Невской лавре, существовала она до 1827 года. В 1821 году были открыты еще две типографии: при Сенате и Морской академии.
До 1771 года все типографии вводились и содержались за счет правительства и помещались при казенных учреждениях. Первая частная типография и словолитня в Петербурге была разрешена иностранцу Иоганну Гартунгу 1 марта 1771 года.
Начиная с 1796 года сенатским указом была ограничена свобода книгопечатания, а частные типографии закрыты. Указ этот официально отменили лишь спустя сто лет.
В 1818 году создается государственное художественно-печатное заведение - Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (в сентябре 1919 года реорганизовано в управление Фабриками Заготовления государственных знаков или сокращенно гознаков) в 1926 году получило новое наименование – правление производством государственных знаков. В 1827 году основывается Первая государственная типография (переименованная после 1917 года в Печатный двор).
Начиная с 1870-х годов Россия, а вместе с ней и Санкт-Петербург переживают большой подъем в области печатного дела. С 1861 года начинают выпускаться краски для полиграфии на старейшем красочном заводе, основанном инженером-технологом А. Беггровым за Московской заставой.
До этого времени в России не существовало механического и машинного производства для оборудования типо- литографий. Из-за границы выписывали не только машины, но и техников для малейшего ремонта. С начала 1880-х годов получает развитие российское полиграфическое машиностроение. Первая отечественная литографская скоропечатка, изготовленная в Петербурге, была куплена И. Сытиным и ее работа демонстрировалась на Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году. Там же Екатерининское механическое заведение в Санкт-Петербурге (владелец А. Васильев) было отмечено за постройку скоропечатных, типографской и литографской, машин большого формата, за производство очень прочных и верных педальных скоропечаток, преимущественно же за достойный примерного поощрения почин к водворению в России в широких размерах типо- литографского машиностроительства.
В 1884 году было образовано Русское общество книгопродавцев и издателей, показавшее возникновение новой группы частных предпринимателей в печатном деле. Петербургских печатников в нем представляли такие владельцы полиграфических предприятий, как А. С. Суворин, М. О. Вольф, А. Ильин, Р. Голике, А. Ф. Маркс и др.
В конце прошлого века появляется оборудование, которое делает возможным прогресс в переплетно-брошюровочном процессе и деление на более узкие специализированные предприятия по изготовлению конторских книг, учебников, альбомов, бюваров и т. д. Развиваются большие переплетные заведения, занимающиеся изготовлением массовых переплетов для различных издательских фирм. Так, если известная мастерская А. Шнеля, занимавшаяся изготовлением переплетов вручную, насчитывала 20-30 человек, то фабричное заведение О. Кирхнера (ныне Светоч, располагалось в 3-х этажном здании) насчитывало 250 рабочих и 120 машин. Фабрика ежедневно переплетала от 2,5 до 3 тысяч книг, объемом в 400 страниц каждая.
Конец ХIХ – начало ХХ века – время интенсивного развития полиграфии, период, насыщенный поистине историческими событиями, среди которых такие, как Первая Всероссийская выставка печатного дела, Первый съезд русских деятелей печатного дела, основание первых Школ печатного дела, проведение больших ежегодных выставок произведений печати, профессиональных конкурсов и многое другое. Все они связаны с Петербургом.
Так, развитие отрасли в 1880-х годах вызвало к жизни открытие первого учебного заведения в России - Петербургской Школы печатного дела при Императорском Техническом обществе, основанной 13 мая 1884 года, главной целью которой было дать профессиональное образование малолетним рабочим, решившим посвятить себя печатному делу. Чуть позднее открываются школы при типографии А. Суворина и Экспедиции заготовления государственных бумаг.
Из программы школы печатного дела товарищества С. Суворин "Новое время" можно получить общее представление о знаниях, которые давались учащимся на протяжении 3-4 лет. Количество часов и предметов в неделю было следующим: теория типографского искусства, практика, рисование – 5, закон божий, русский язык, французский, немецкий – 1, арифметика, география – 1, русская история – 1, чистописание и чтение неразборчивых рукописей. В школе при Императорском Техническом обществе рисование преподавалось 7 часов в неделю, т. е. на три часа больше.
Наряду с художественной подготовкой типографский рабочий должен был обладать общими техническими сведениями и знанием тех методов печатания, в основу которых была положена фотография. Печатник и машинист также должны были до некоторой степени быть ознакомлены с техникой способов печатания и с теоретическими принципами литографской печати. Учениками школ изучались правила акцидентного набора. В начале века к нему относили все виды наборов печатной продукции, которая использовалась в деловой и частной жизни для всевозможных целей.
Местом проведения Первой Всероссийской выставки печатного дела был выбран Соляной городок, время проведения – 19 февраля по начало июня 1895 года. К тому времени уже отчетливо проявился подъем в полиграфии, и как определенное подведение итогов целого этапа развития, с демонстрацией всех возможностей российской печатной отрасли, решено было организовать такую выставку. Устраивалась она под эгидой Императорского Русского Технического общества и под Высочайшим покровительством Его императорского высочества великого князя Константина Константиновича.
В приветствии председателя Императорского Технического общества М. И. Кази говорилось: представить печатное дело в его орудиях, произведениях и разнообразнейших приложениях – значит наглядно изобразить самую большую силу просвещения и развития человечества. Но у выставки была еще одна цель – благотворительная, так как часть ее выручки предназначалась в пользу учащихся Школы печатного дела. Председателем распорядительного комитета выставки был назначен владелец лучшей частной типографии в России – Р. Голике.
132 члена устроительного комитета разделились на 12 групп по следующим разделам выставки: история книгопечатания, современное издательское дело, граверное дело, словолитное, писчебумажное и механико-химическое производства, типография, литография и металлография, гелиография, переплетное дело, специальные школы и специальная литература, художественный отдел. Можно сказать с уверенностью, что абсолютно все стороны полиграфической индустрии, также как и ее история нашли обширное отражение в экспозиции.
Весь ход проведения выставки, ее хроника доступны нам сегодня благодаря 34 специальным выпускам обзоров Первой Всероссийской выставки печатного дела. Первый номер был отпечатан ко дню открытия – 19 февраля. Редактором всех выпусков был сам Р. Голике. Все они печатались непосредственно в павильонах выставки с использованием оборудования предприятий Петербурга: шрифтов самой крупной словолитни - О. И. Лемана, бумаги Невской писчебумажной - фабрики А. И. Варгунина, на машинах первого в России машиностроительного завода И. А. Гольдберга, наладившего выпуск типографского оборудования.
Особое внимание на выставке привлекала ротационная газетная машина, на которой день и ночь без перерыва печатался самый популярный журнал для семейного чтения в России. Даже когда выставка закрывалась, ночью журнал продолжал печататься. В час машина печатала 3 000 оттисков, а весь тираж 10 000 экземпляров изготавливался в течении шести дней. По словам обозревателя выставки, быть на ней и не видать ротационной машины г. Маркса, это все равно, что не заметить слона. Огромное чудовище, со множеством цилиндров, колес и валиков, внушает к себе невольное уважение.
28 мая 1895 года в рамках обширной выставочной программы состоялся конкурс наборщиков. Он был разделен на две самостоятельные части: конкурс на быстроту и правильность (грамматическую и техническую), и конкурс на акцидентные работы. В результате подведенных итогов первой премии был удостоен В. И. Анисимов (бывший ученик Школы печатного дела, в 1917 году первый директор типографии (ныне им. И. Федорова) за оригинальный замысел в исполнении композиции обложки с применением типографского материала. Вторая премия присуждена П. В. Мишакову за правильное размещение текстовых строк обложки и изящную простоту рисунка. Впоследствии проведение таких конкурсов было продолжено.
Общественный резонанс после закрытия выставки был настолько велик, что даже спустя почти два года в прессе можно было прочесть отклики на это событие. "Наша первая Всероссийская Выставка печатного дела в 1895 году послужила веским доказательством того широкого развития, которое получила эта отрасль промышленности за последние годы в России", – писалось в журнале. Графические искусства и бумажная промышленность, многочисленные иностранные графические и политические издания поражались этим быстрым и столь успешным развитием печатного дела в России, получившего лишь в шестидесятых годах образ самостоятельной отрасли промышленности и достигшего во многих отношениях значительного усовершенствования.
Выставка была открыта 107 дней, ее посетило 42 608 человек и учащиеся из 82 учебных заведений Петербурга. Говоря о бесспорном значении выставки, можно подчеркнуть, что успех выставки содержал в себе урок общественно-экономического характера и был примером не только экономической зрелости, но и свидетельством неотвратимого прогресса. Выставка не прошла бесследно для читательского сердца. "Книга не падает с неба, она не только вдохновение, не только зарождение идеи, она, кроме того, великий и святой труд, незаметный в своем скромном углу, но долгий, упорный и методический. И выставка обнажила эту тайну великого труда", – так подвел итоги выставки анонимный автор, скрывшийся на пороге нового столетия под многозначительным псевдонимом Homo novus.
Память об этих исторических событиях, кроме упоминавшихся выше, осталась также в каталоге Первой Всероссийской выставки, вышедшем под редакцией И. И. Лемана, и в наши дни не утратившем своей ценности в качестве справочного материала по полиграфии 1890-х годов в России. Все материалы съезда изданы в трудах Первого съезда русских деятелей по печатному делу, его августейший покровитель – великий князь Константин Константинович, организаторы и участники остались в фотоальбоме, сделанном в заведении Е. Мрозовской (Невский, 20).
Положением о выставке была предусмотрена вероятность созыва Съезда русских деятелей печатного дела. Первый съезд был открыт с 5 по 12 апреля. Председателем Комитета съезда был назначен А. А. Савурский, редактор инженерного журнала, генерал-лейтенант, бывший одним из учредителей Императорского Русского Технического общества в 1867 году. На открытии съезда им было сказано: "Руды наши послужат по крайней мере почином для упорядочения и усовершенствования печатного дела в нашем отечестве. Сообразно с нынешним положением его в западных государствах Европы, тем более, что за последние 10-15 лет техника этого дела уже сделала и у нас значительные успехи".
Среди петербургских печатных заведений качеством работы выделялось прежде всего государственное заведение – экспедиция заготовления бумаг (ныне Гознак), с ним конкурировали довольно успешно частные типо-литографии: Р. Голике и А. Вильборга (ныне АО И. Федоров), Э. Маркуса, в которой были отпечатаны первые в России открытки (АО Полиграфоформление), И. Веферса и К. Р. Шварца, И. Кадушина (изокомбинат Искусство России Т. Киббеля (в 1920-е годы - Гослитография им. тов. М. Томского, затем 1-ая офсетная фабрика, ул. Мира, 3), А. Маркса, картографическое заведение А. Ильина. Их успехи начали получать международное признание. В 1897 году на выставке в Стокгольме типография А. Маркса была удостоена золотой медали и диплома. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Гран-при получили образцы словолитни О. Лемана и типографии А. Маркса. Типолитография Р. Голике и А. Вильборга награждена была золотой медалью в Дрездене в 1909 г. и Гран-при в Турине в 1911 г. Пожалуй, наибольших почестей была удостоена хромолитография Т. Киббеля: в 1912 г. в Риме Гран-при и Большая золотая медаль, в 1913 г. в Париже и Лондоне Гран-при и Большая золотая медаль. В перечне услуг типографии значились плакаты, картины и другие мелкие художественные работы. Русская хромолитография, ее полиграфическое качество получили европейское признание. О высоком уровне печати дает представление такой факт: типографией И. Кадушина была выпущена литографская репродукция картины И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", отпечатана она была в формате почтовой открытки с 28 литографскими камнями.
Это позволяло полиграфистам не без оснований считать, что печатное дело в настоящее время занимает особенно выдающееся место в ряду других прикладных искусств. Такое положение его объясняется всем известным значением печатного дела в самых разнообразных отраслях культуры и промышленности. К тому моменту в России подобный оптимизм был вполне оправдан, так как имелись все условия и возможности для претворения в жизнь содружества искусства и печатной техники.
С 1895 года российские печатники стали сопровождать свои выставки широкой рекламой. До наших дней сохранилась небольшая часть рекламных плакатов, которая дополняет наши представления об этой стороне их деятельности, можно назвать: Первая Всероссийская выставка произведений печатного дела в 1895 году - художник В. Рейнке, ыставка произведений печати, исполняемых в мастерских товарищества Р. Голике и А. Вильборга в Санкт-Петербурге в 1906 году -художник Я. Бельзен, ыставка произведений печати в 1910 году - художник В. Табурин. В 1911 году при Всероссийском съезде художников в залах Академии Художеств была устроена выставка Искусство в книге и плакате. Знаменателен сам факт такого соединения в экспозиции. На выставке экспонировались личные коллекции Р. Голике, И. Кадушина.
Петербургские полиграфисты в силу особенностей своей отрасли были первыми заказчиками художественной рекламы, устроителями специальных выставок и коллекционерами одновременно. Этот факт нашей культуры оказался на время забыт, между тем он свидетельство многогранной деятельности целой плеяды русских издателей и типографов, живших и трудившихся на рубеже веков. Фамилии династии Глазуновых, А. Ильина, М. Вольфа, А. Девриена, Сойкина и многих других составляют гордость отечественной культуры. Подтверждение тому мы находим в мемуарах С. Либровича, писавшего о роли М. Вольфа в отечественной культуре: "Своим примером, своею деятельностью он показал, что книжное дело в России может стать видною отраслью промышленности, сохраняя в то же время и свое культурно-общественное значение".
Еще одной из наиболее видных фигур тех лет был владелец лучшей частной типографии в России – Роман Романович Голике. Он принимал самое активное участие в первой Международной выставке художественных афиш, прошедшей в Петербурге в 1897 г., занимался благотворительной деятельностью.
Незаслуженно мало внимания уделяется многогранной деятельности другого петербургского типографа-издателя - М. Д. Рудометова. В нем на редкость удачно сочетались практический опыт и способность излагать свои мысли, пытливость ума и острая восприимчивость всего нового в технических достижениях его любимого дела. Будучи главным технологом Экспедиции заготовления государственных бумаг, он решает обобщить свой опыт и написать систематический учебный курс по полиграфии, одновременно у него возникает идея специального отраслевого периодического издания. По замыслу это должен был быть иллюстрированный научно-технический журнал, посвященный широкому кругу вопросов, связанных с полиграфией. Журнал стал выходить два раза в месяц под названием Вестник графического дела. Одной из основных идей, проходившей красной нитью через все материалы журнала, была идея создания в России сети школ печатного дела с систематической программой обучения.
В журнале было впервые опубликовано содержание двух томов учебника. В первом предполагалось изложить приемы обработки рисунка и начертания в форму, допускавшую механическое размножение, во втором – собственно приемы механического размножения, т.е. различные системы печатания. Первый том состоял из краткого исторического очерка и четырех частей: 1) ксилография, наборное дело, цинкография, стереотип, гальвано; 2) гравюра на металле, офорт, гелиогравюра и фотогравюра; 3) литография, хромолитография, фотолитография, фототипия; 4) репродукционная фотография, сухой и мокрый способы, автотипия, трехцветная печать. Второй том: 1) теория печатных процессов, 2) описание устройства станков и машин, 3) практические приемы печатания, 4) приложение: описание свойств и качеств материалов, применяемых в графическом деле, сведения по химии и физике, лабораторные работы, последние новости в графическом деле.
В1897 году первый том монографии – опыт систематического курса по графическим искусства – становится достоянием печатников. Автор надеялся, что книга бесспорно сделается настольной во всякой русской типографии, литографии и прочих заведениях графических искусств. Труд в четыреста десять страниц сопровождался большим, интересно подобранным, иллюстративным материалом, часть цинкографических клише выполнены самим автором. Он оказался первой и единственной попыткой создания систематического руководства по технологии типографского производства в конце ХIХ – начале ХХ века, переоценить его значение трудно. C точки зрения современного исследователя книга представляет незаменимое руководство по ознакомлению с типографской терминологией рассматриваемого периода. Так как способов печати тогда было очень много, срок их жизни недолог, а унификация терминов еще не сложилась полностью, сегодня в этих вопросах разобраться чрезвычайно трудно.
В начале ХХ века в России отсутствовала систематическая регистрация произведений печати. В апреле 1901 года Русское общество деятелей печатного дела в комиссии под председательством академика М. Я. Виллие выпустило четыре книги систематической росписи по изданиям, вышедшим в 1899 году. С 1907 года при Главном управлении по делам печати на основе предшествующего опыта было положено начало регистрации всех печатных изданий, выходящих в пределах России. Для опубликования результатов регистрации было предпринято издание специального органа под названием Нижная летопись. Из образцов печати, присылавшихся в управление для регистрации с 1908 года, стали проводить ежегодные выставки произведений печати. По данным выставки в 1912 году в Петербурге было напечатано 8 420 названий книг общим тиражом 33 250 928 и стоимостью 15 615 909 рублей. В Москве - 7 529 названий при тираже 58 345 443 и стоимости 14 959 811 рублей (необходимо указать, что 26 % изданий были дешевые Сытина).
После 1917 года печатное производство было национализировано, несколько раз видоизменяло свою структуру, в 1923 году предприятия полиграфической промышленности были объединены в тресты. Заведение Голике и Вильборга, типолитография Т. Киббеля в 1920-х годах вошли в Ленинградский Государственный трест Графическое дело. Было основано много новых издательств, таких как Госиздат, издательство Комитета популяризации художественных изданий. Возобновлена и продолжена деятельность общественных организаций: Ленинградского общества библиофилов, Общества экслибрисистов и т.д.
Многие из старейших предприятий Петербурга работают и сегодня, отмечая юбилейные даты со дня своего основания. Типография Академии наук, Печатный двор, Комбинат цветной печати, картографическая фабрика и многие другие.
Печатное дело Санкт-Петербурга необычайно богато своей историей и традициями. Восстановление этой истории в более полном объеме поможет осознанию давних традиций печатного искусства в современных условиях. Сегодня многие полиграфические предприятия восстанавливают прерванную связь, пытаются стать наследниками и преемниками лучших традиций российской промышленности. В средствах современной рекламы встречается обращение к своему наследию. Мы видим это на примере АО Полиграфоформление, девизом которого стали не только слова "традиции и качество полиграфии", но и образцы печати хромолитографии Э. Маркуса.
Как видится, возможно издание истории издательского, книготоргового и печатного дела нашего города. Для начинающих специалистов отрасли это интереснейший исторический опыт предшественников, для старшего поколения обширное поле для научных изысканий и обобщений, в которых так нуждается история и практика отечественной полиграфии.
Комментарии: (1) Рейтинг: Версия для печати
Проголосовавших: 0