тётя – Ахунова Р.З.
Ахуновой Ркии Закировны, -
Мэри Пикфорд Мэри Пикфорд
Мэри Пикфорд
остались интересные старые вещицы, в т.ч. брошюрки-буклетики 20-х годов принта «Кинопечать Москвы», с краткими биографиями кинозвёзд тех лет. Вообще было много, и фотооткрыток тех лет с кинозвёздами, но многое затерялось. Помнится, что где-то была ещё монография о Мери Пикфорд, которая снималась даже в России с Великим Закройщиком из Торжка (И.Ильинским), но уже в другом фильме: «Поцелуй Мэри Пикфорд», где по сюжету герой напрочь отказался от водно-гигиенических процедур лишь ради того чтобы сохранить помадный след поцелуя известной мировой актрисы. Буклетик исчез, но пару Мэриных открыток всё же в старых тётиных сундуках отрыл.
И, несмотря на утерю монографии о М.Пикфорд, часть тех буклетов сохранилось. Они интересны не только основным содержанием, но и
Конвей Тирль Конвей Тирль
Конвей Тирль
издательской аннотацией. На обороте одного из них (верхнее фото) рекламный обзор новинок вышедших в конце богатых на события культурной жизни 20-х. Видим здесь и вполне легального И.Бабеля, а также огромный выбор ;) фотографий лиц мирового экрана, - та же незабвенная Мери Пикфорд, забытый ныне Дуглас Фербенкс, которого тётя всегда ставила в пример остальным киноартистам ;) Впрочем, Конвей Тирль ценился ей не намного меньше. Мелькнуло имя придурковатого Чарли, есть здесь и гламурная дива Ната Вачнадзе. Среди заголовков монографий заметны многосторонний и изобретательный Бастер Китон, видимо не имеющий отношения к обувной промышленности Гарольд Ллойд, очаровательная Малиновская… Звёзды немого кино были не меньшими кумирами наших киноманьяков 20-х годов, чем в настоящее время в среде нынешних киноманов брэндовые голливудские имена.
Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс
Мэри Пикфорд
и Дуглас Фербенкс
Конечно и отечественные артисты вкушали лавры признания. Ну, в переносном, конечно, смысле вкушали: лаврушка попадалась если в супе, то её вылавливали ложкой, но не ели, как происходит и сейчас. Среди тётиных открыток по просмотренным фильмам знаком только Кторов, который был не менее успешен и в дальнейшем, уже на стезе звукового кино, когда Великий немой сдал свои позиции, уступив пальму первенства более совершенным техническим новинкам. Из остальных отечественных имён встречал лишь упоминания в кинокритике Наты Вачнадзе и Малиновской. Если и видел их в фильмах, то имена оных как-то не отложились в памяти на сей счёт. Вообще, человеку «воспитанному» на звуковом кино, в немом интересны первые комедийные находки, скажем как у самого серьёзного комика Бастера Китона, но он не был тётиным кумиром почему-то… Здесь же, опираясь на наследство, вынужден базироваться на тётином вкусе, точнее на том что сохранилось от её собрания. Так вот, из буклетиков ниже: кинотёти выпуска 1926 года, кинодядечка от 1927 г.
Пирль Уайт (33Kb) Норма Толмэдж (32Kb) Пауль Рихтер (33Kb) Анонсы кинопечати (184Kb)
Первые женщины экрана были француженки, точнее парижанки. Они с явно-романской легкомысленностью любили, страдали и умирали в двадцатиминутный срок на двухстах метрах первобытного позитива. Понятно, что первых киноактрис породил театр. Но специфика театра существенно отличалась от немого двигающегося изображения перенесённого на целлулоид. Здесь надо было подстраиваться под нюансы технической новинки со свойственной ей достоинствами и недостатками, как впоследствии вносились коррективы в телепостановки записываемые с помощью следующего технического новшества – телевизионного иконоскопа. Первые блины Великого Немого, были, что называется «комом», но публика, сбитая с толку новизной синематографического иллюзиона, чего-то не замечала, а что-то и прощала, увлекаясь забавностью незамысловатых сюжетов. Перед зрителем представали второсортные героини с удручающей штампованностью переживаний, когда они «страдали», на экране были видны их вытаращенные глаза и быстро мечущиеся губы. Вероятно, эти губы выбрасывали весь свой лексикон мелодраматического репертуара.
Норма Толмэдж (29Kb)
Но Великий Немой быстро перешагнул Атлантический океан, и здесь, в Новом Свете, в стране не считавшейся до этого оплотом человеческой культуры, в стране основанной уголовными эмигрантами, авантюристами, масонами и прочим отребьем – был дан новый толчок развитию кинематографа. В кино пришла другая женщина, - из Северо-американских Соединённых штатов (САСШ). Пришла в костюме для верховой езды, она никогда не знала тускловатого блеска рампы, хрипа суфлёра из-под пола, вековой пыли старых кулис. Её губы не ведали лексикона театральной любви и страданий. Её манеры не были скопированы с образцов парижских гостиных. Она не умела «переживать». Таким образом «недостаток» превратился в достоинство. Кино завоевала естественность, правдоподобие, романтика будней. Новыми кариатидами кинематографа стали Мэри Пикфорд, Глория Свенсон, Лилиан Гиш и Норма Толмедж.
Убольшинства первых «американских» актрис достаточно шаблонные биографии, как и шаблонен
Норма Толмэдж (56Kb)
Норма Толмэдж
фото из буклета
их творческий путь. Но когда будущая звезда экрана, уроженка Бруклина (1895) - Норма Толмедж впервые явилась в ателье кино-фирмы «Vitograph» в платье матери и шляпе одолженной у соседки, над ней много и весело смеялись. По воспоминаниям самой Нормы, когда её там спросили: «Что даёт Вам надежду на успех в качестве киноартистки?», будущая актриса ответила: «Я прекрасно декламирую, не правда ли?». По её собственным словам в тот момент она была слишком смешна и убога, можно было пройти мимо неё не заметив. Как она впоследствии вспоминала: ей дали дебют почти из чувства жалости, но этот день стал счастливейшим днём её жизни. Дальше всё пошло в достаточной степени гладко, но слишком ровно. В течение целого года она получала 25 долларов в неделю и лишь однажды, найдя в своём конверте лишние 5 долларов, поняла, это её первое повышение.
Норма выдвинулась из серой массы
Норма Толмэдж (52Kb)
Норма Толмэдж
фото из буклета
статисток, благодаря крохотному эпизоду в картине по роману Диккенса «Повесть о двух городах». Маленькая роль молоденькой швеи, которую ведут на гильотину, вместе с Сидней Картоном, вызвала бурю восторгов в прессе. В образе осуждённой, беспомощной, полной отчаяния девушки, она сумела вложить столько безграничной тоски и страдания, что о ней заговорили после первого же просмотра. – На другой день она проснулась знаменитостью © Её карьера стремительно понеслась ввысь. А голливудские «астрономы» могли с уверенностью начертать её имя на «звёздной» карте небосклона американского кино. Цель достигнута. Мечты детских лет, родившейся когда-то в окраинном кино Бруклина, облеклись яркой плотью реальности. К этому времени относятся картины давшие Норме её долгожданный успех: «Хочу бабушку» и «Боевой клич мира».
Норма Толмэдж (29Kb)
Мэри Пикфор, пожалуй, одна из немногих американских звёзд немого кино имевшая перед своей кинокарьерой театральный опыт. Правда, этот опыт у неё был детский. Мэри Пикфорд сумевшая
Мэри Пикфорд (31Kb)
Мэри Пикфорд
занять первое место среди актёров немого кинематографа, пользовавшаяся чрезвычайной популярностью у зрителей Нового и Старого Света, родилась 8 апреля 1892 года в Торонто (Канада), есть и другая версия даты рождения знаменитой актрисы - на год позже, видимо она обусловлена тем, что Пикфорд специально изменила год рождения, чтобы как можно дольше получать «молодые» роли. Её настоящее имя Луиза Гледис Смит и театр для неё был не прихотью, но возможностью помогать семье. Мать девочки - Шарлотта Смит (девичья фамилия, Хеннесей) занималась кройкой и шитьём, чтобы как-то обеспечить детей: будущую Мэри Пикфорд, её младших братишку и сестрёнку, - Джека и Лотти. Её муж, отец Мэри Пикфорд, был разнорабочим, будучи уже конченым алкоголиком и то ли умер от болезни, то ли бросил семью. Вместе с младшей сестрёнкой Лотти Луиза Гледис Смит стала участвовать в театральных представлениях на школьной сцене одного из театров Торонто.
Мэри Пикфорд (45Kb)
Мэри Пикфорд
В 1900 году мать привозит детей в Нью-Йорк, с целью улучшить театральную карьеру детей. В ближайшие несколько лет девочки участвовали в театральных постановках по всей восточной части САСШ и южной части провинции Онтарио, получая за это детские гонорары. К десяти годам будущая Мэри Пикфорд стала основным кормильцам в семье. И хотя мать в самом начальном этапе театральной карьеры своей дочери с недоверием отнеслась к таким занятиям и их перспективам, впоследствии, когда дочь стала известной кинозвездой, Шарлотта выполняла роль её менеджера до самой своей смерти (1928). Такая бурная театральная деятельность в детские годы не позволяла девочки регулярно учиться, она могла ходить в школу от трёх до шести месяцев, основное воспитание детей ложилось на мать. Сама Мэри Пикфорд о своём образовании с усмешкой вспоминала, что основном она училась грамоте по установленным вдоль дорог рекламным щитам, у неё не было настоящего детства. Когда девочке исполнилось 14 лет, в её карьере бродвейской актрисы настал кризис – поездки в Нью-Йорк стали дорогими. Она реально стояла перед выбором: оставаться бродвейской актрисой или стать дизайнером одежды и бросить шоу-бизнес. Но всё-таки ей удалось найти место у знаменитого постановщика Дэвида Беласко, именно в его постановке она начала выступать под именем Мэри Пикфорд. В 1909 г Мэри Пикфорд впервые попадает на киностудию, где начинается её головокружительная карьера.
Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс (18Kb)
На этом пока отложим кино-буклетики, и перейдём к открыткам с фотографиями отечественных актёров немого кино, это как известные поныне, так и уже канувшие в Лету имена, что сохранились в тётиных сундуках: А.Кторов, В.Гайдаров, Мария Тевази, Ната Вачнадзе, Нина Шатерникова, В.Малиновская.
В.Кторов В.Гайдаров Мария Тевази
Ната Вачнадзе Н.Шатерникова В.Малиновская
А остальные имена популярных некогда киноактёров, мне вовсе ни о чём кинематографическом не говорят – Осси Освальда, Вильям Харт, Лиа де-Путти, Лиана Гайд:
Осси Освальда Вильям Харт Лиа де-Путти
Лиана Гайд
Ну, а теперь попробуйте угадать кто изображён на нижней открытке?
К.Т.
Ну, уж открою вам Тайну то Великую: это Конвей Тирль. – Да, да, да! – тоже он…
Директорией выше
Данная статья, значительно дополненная и переработанная, под заголовком «Звёзды немого синема» опубликована во 2-м (4) номере журнала Филокартия, исключительно благодаря содействию его Главного редактора Александра Шестимирова. Журнал этот новый, но очень интересный. Если у кого-то есть интересные материалы соответствующие профилю этого издания, пишите на адрес редакции журнала: 127322, Москва а/я Шестимировой А.Е., или свяжитесь по e-mail с Главным редактором издания.
Комментарии: (2) Рейтинг: Версия для печати
http://dveroman.kiev.ua - Межкомнатные двери - http://dveri-mezhkomnatnye.kiev.ua
Не виновны ли электронные образовательные ресурсы в том, что наши дети разучились говорить и писать? Виртуальные средства и ресурсы часто помогают ученику сделать выводы, оценить что-либо, подтолкнуть к принятию какого-то решения, а значит, они способствуют развитию мышления, что важно и для овладения гуманитарными предметами