»Публикации / Помогла "Малая Третьяковка" » http://bipost.org/page.php?id=309 |
Автор: , Отправлено: 2009-12-27 22:45. |
Своими соображениями я поделился с работниками Воронежского областного музея изобразительных искусств (ныне Воронежский областной художественный музей имени И.Н.Крамского - ред.), в чьем собрании находится "неизвестный". Портрет неизвестного из Воронежа Оказалось, что загадку "Портрета неизвестного в черном сюртуке" - под таким названием он был зарегистрирован в каталоге музея - пытались разрешить давно. Специалисты подтвердили мою догадку: "Портрет неизвестного в черном сюртуке" из Воронежского областного музея изобразительных искусств оказался авторским повторением портрета С.Д.Нечаева. (...) Любопытный поиск вызвали две другие открытки из комплектов той же серии "Художественные музеи СССР", изданных в 1976 году. Одна из них является репродукцией с портрета И.Л.Лазарева, хранящегося в Горьковском государственном художественном музее (ныне Нижегородский областной художественный музей - ред.), другая - с портрета Лазаревой, принадлежащего Калужскому областному художественному музею. Портрет Лазарева из Н.Новгорода Портреты были написаны австрийским художником итальянского происхождения Иоганном (Джованни) Баттиста Лампи-старшим, работавшим в России в конце XVIII века. Живописные особенности обоих произведений, заметные даже на открытках, их композиционное построение, размеры, наконец, фамилия изображенных подсказывали, что портреты являются парными и в свое время размещались где-нибудь в гостиной или зале вместе. Уверенность в этом укрепилась после знакомства с литературными источниками. Портрет Лазаревой из Калуги Было интересно узнать о большом роде Лазаревых, представители которого внесли значительный вклад в культуру нашей страны, о их связях с литераторами, художниками. В Горьковском музее не знали о существовании произведения, хранящегося в Калуге, равно как и Калужский музей не располагал сведениями о портрете из Горького. Место обоих произведений в одной экспозиции, рядом, как это было первоначально. Они прекрасно дополняют друг друга. Но это может решить только Министерство культуры РСФСР. Так открытки, попавшие в коллекцию любителя изобразительного искусства, помогли ликвидировать "белые пятна" в музейном деле. Н.Шахов Перепечатано с незначительными сокращениями из журнала "Филателия СССР", N 11, 1979 г. * - В 1986 г. издательством "Изобразительное искусство" была выпущена открытка с этого произведения из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н.Крамского, под названием - "Портрет неизвестного в черном сюртуке" - примеч. ред. |