История поздравительных открыток

Именно в Новый год хочется верить, что сказочный мир, изображенный на открытках, существует на самом деле, и какая-то его частица входит в наш дом вместе с ними. Да и не настолько стара поздравительная открытка, чтобы превращаться в анахронизм — каких-то лет сто пятьдесят, ну, может, двести. Почему «может»? Потому, что по поводу появления на свет первой открытки до сих пор нет единого мнения.

Так, по одной из версий, первая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Некий художник Добсон в виде поздравления с праздником отправил своему другу картинку с изображением семейства вокруг елки. Другу это понравилось, и на следующий год Добсон изготовил несколько десятков подобных карточек и разослал их всем своим знакомым. А еще спустя несколько лет нашелся предприниматель, пустивший рисованные поздравительные карточки в продажу. По другой версии, впервые рождественские открытки появились в 1841 году в витрине книжного магазина в Шотландии. (Уж не сами ли шотландцы придумали эту версию, дабы лишить англичан славы первооткрывателей?). Какая из этих версий является наиболее правдоподобной, в общем-то, не так уж важно, несомненно только, что первая почтовая открытка появилась по случаю Рождества, а не какого-либо иного праздника. И сегодня рождественские и новогодние открытки, пожалуй, пользуются наибольшей популярностью среди всех почтовых карточек.

Во второй половине XIX века поздравительные открытки начинают печататься во многих европейских странах. Их количество уже исчисляется миллионами. Первоначально на открытках чаще всего изображался младенец Христос в яслях или другие религиозные сюжеты. Позже появляется Санта-Клаус и композиции из цветов, веток и елочных украшений. В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, главным образом, из Германии. Первые отечественные рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом, издавшим к Рождеству 1898-го серию из десяти открыток по рисункам известных петербургских художников. Хотя тираж каждой открытки составлял 10 тысяч экземпляров, они быстро раскупались, и тираж был повторен. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России. В их создании принимали участие такие известные художники, как Билибин, Маковский, Бакст, Рерих, Бенуа, причем последний с 1902 года был негласным руководителем издательства. Но, конечно, Община св. Евгении была далеко не единственным производителем открыток, в тогдашней России существовало множество крупных и мелких издательств, благодаря чему ассортимент российских открыток считался одним из самых разнообразных в Европе. Что касается сюжетов, то тут господствовал русский стиль с заснеженными избушками, церквами, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми. Конец всему этому великолепию положила Октябрьская революция.

После 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки. Собственно, несколько раз предпринимались попытки к изданию открыток с поздравлениями типа «с годовщиной Великой революции», но это нововведение как-то не прижилось. По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Одни источники утверждают, что впервые они были изданы ограниченным тиражом к Новому, 1942 году. По другой версии, в декабре 1944 из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки, и партруководство решило, что нужно наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции. Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х. На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля, позднее к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией. И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.

С открытками произошло то же, что и с советской мультипликацией — если в других сферах жизни социалистического общества господствовали стандарты и догмы, то тут, напротив, царило пестрое многообразие стилей и методов. Хотя, конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц. Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он - железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр. Руки у него постоянно заняты делом - возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками. Кстати, книга Е. Иванова "Новый год и Рождество в открытках", в которой совершенно серьезно анализируются сюжеты открыток с точки зрения их особого символизма, доказывает, что в обычной почтовой карточке таится гораздо больше смысла, чем это может показаться на первый взгляд.

Не могу удержаться, чтобы не сказать несколько критических слов о современных открытках. Хотя они и стали ярче и красочней, и появились новогодние открытки с "приколами", чего раньше не было и в помине, все же нельзя не отметить тенденции к некоторой стандартизации изображений, явно навеянной диснеевскими образами. Почему-то напрочь исчезли кукольные открытки, представлявшие собой фотографии бутафорских заснеженных домиков со снеговиками - благодаря трехмерности изображаемого сказочного мирка, такие открытки обладали особой притягательностью. Вообще многие современные открытки напоминают современные же книжки для детей - краски яркие, печать великолепная, а при этом качество рисунка наводит на мысль, что художнику не помешало бы еще поучиться пару-тройку лет. Ну да ладно, главное все же, что никакие современные технологии пока не смогли сжить со свету радостную поздравительную открытку. Хотя, виртуальную открытку переслать по электронной почте значительно легче, а все же настоящая открытка из картона как-то милее, в ней больше тепла и человечности. А впрочем, будем ли мы в будущем поздравлять своих близких с помощью традиционной почты или новейших технических средств - не так уж, собственно, и важно. Важно то, что мы всегда будем желать им счастья и надеяться, что наши пожелания сбудутся.



Комментарии: (1)   Рейтинг:   Версия для печати  
Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено   
Проголосовавших: 0