Творческие обьединения художников России, начало 20-го века.

Творческие обьединения художников России, начало 20-го века.

«Бубновый валет» (Общество художников «Бубновый валет») — объединение московских живописцев (1910—1917), возникшее по инициативе П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, А. В. Лентулова, И. И. Машкова. В 1916 году основатели объединения влились в «Мир искусства».
В 1917 году под знаком объединения показывали свои работы: А. А. Барышников, Д. Д. Бурлюк, А. М. Гумилина, Н. М. Давыдова, В. В. Каменский, И. В. Клюн (Клюнков), М. В. Леблан, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. В. Петровский, О. В. Розанова, В. М. Ходасевич, А. А. Экстер и др.
В том же, 1917 году состоялась последняя выставка объединения, показанная в Москве (16 ноября — 4 декабря).

Весенняя выставка (Петербургская весенняя выставка при императорской Академии художеств)— ежегодная выставка (1897—1918), организованная по инициативе руководителя пейзажной мастерской Академии А. И. Куинджи, на которой молодые художники, окончившие это учебное заведение и не состоявшие еще ни в каких творческих объединениях, демонстрировали свои работы.
На протяжении многих лет «ядро» этой выставки составляли художники, учившиеся в мастерской А. И. Куинджи: К. Ф. Богаевский, А. А. Борисов, Я. И. Бровар, П. Н. Вагнер, К. К. Вроблевский, В. И. Зарубин, М. П. Латри, А. А. Рылов, В. Е. Пурвит, Н. К. Рерих, Е. И. Столица, Н. П. Химона.
Комитет Весенней выставки в 1917 году составляли: Е. И. Малышев (председатель), М. И. Авилов, Г. Н. Горелов, В. А. Зверев, П. И. Котов, А. И. Попов, А. В. Скалон, С. Т. Шелковый (члены комитета), Т. И. Катуркин (заведующий выставкой).
В 1917 году Весенняя выставка была показана в Петрограде (12 февраля — 26 марта).

Выставка картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества — ежегодная московская выставка (1879—1917), организованная по инициативе преподавателей Училища В. Г. Перова и А. К. Саврасова.
Задача выставки заключалась в том, чтобы «поддерживать в учениках увлечение своим делом и доставить им хоть некоторый заработок, без которого многие становятся прямо в безвыходное положение» (Н. А. Дмитриева. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951, с. 116).
Выставки — на них демонстрировали свои работы только учащиеся Училища — «поставили Училище на большую высоту. Эти выставки наглядно доказали, что Училище всегда шло в первых рядах русского искусства». (Каталог 25-й ученической выставки 1902/1903 гг. М., 1902).
В 1917 году в Москве были показаны две последние выставки учеников Училища: 38-я (26 декабря 1916 — 8 января 1917) и 39-я (с 25 декабря 1917 года).

«Звено» (Московское общество художников «Звено») — объединение московских мастеров изобразительного искусства, возникшее в 1917 году.
В обществе насчитывалось 36 членов и среди них: В. В. Евреинов, И. Д. Дмитриев-Лютич, К. Ю. Клевер (Московский), В. Н. Костяницкий, П. П. Кузнецов, Б. М. Музалевский, В. К. Татищев и др.
«В этом обществе объединились художники, тяготеющие по своим живописным приемам к «передвижникам», «академической» и обществу петроградских художников» («Вечерние новости», 1917, 23 октября).
В 1917 году объединение показало первую (и последнюю) выставку картин в Москве (22 октября, 21 ноября — 3 декабря).

«Мир искусства» — объединение художников, первоначально показывавшее выставки (в 1899—1903 годах) при петербургском художественном иллюстрированном журнале того же названия, а затем воссозданное в 1910 году в Петербурге под председательством Н. К. Рериха.
Устраивало периодические выставки в Москве и Петрограде. Последняя выставка группы художников «Мир искусства» была показана в Ленинграде в 1924 году.
«Общество имеет целью способствовать развитию русского искусства и облегчить своим членам продажу их художественных произведений» (Устав общества «Мир искусства», Пг., 1914, с. 3).
В 1917 году Общество насчитывало около 50 членов (по данным выставки, открытой в феврале 1917 года в Петрограде): Б. И. Анисфельд, Л. С. Бакст, Александр Н. Бенуа, И. Я. Билибин, К. Ф. Богаевский, О. Э. Браз, А. Ф. Гауш, А. Я. Головин, Н. С. Гончарова, М. В. Добужинский, И. В. Жолтовский, В. Д. Замирайло, П. П. Кончаловский, Е. С. Кругликова, Б. М. Кустодиев, В. В. Кузнецов, П. В. Кузнецов, Е. Е. Лансере, Н. Е. Лансере, Е. К. Лукш-Маковская, А. Т. Матвеев, И. И. Машков, Н. Д. Милиоти, Д. И. Митрохин, Е. И. Нарбут, А. Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева,К. С. Петров-Водкин, В. Е. Пурвит, В. А. Покровский, Н. К. Рерих, М. С. Сарьян, 3. Е. Серебрякова, К. А. Сомов, Д. С. Стеллецкий, С. Ю. Судейкин, А. И. Таманов, Н. А. Тархов, Н. П. Ульянов, П. С. Уткин, В. Д. Фомичев, И. А. Фомин, С. В. Чехонин, А. К. Шервашидзе, В. А. Щуко, А. В. Щусев, А. Е. Яковлев, С. П. Яремич, Н. П. Феофилактов.
Комитет общества «Мир искусства» в 1917 году составляли: И. Я. Билибин (председатель); члены комитета: Н. Е. Лансере (казначей), И. И. Машков, Е. И. Нарбут (секретарь), К. С. Петров-Водкин.
Кандидаты в члены комитета: М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере.
В 1917 году «Мир искусства» показал две выставки картин в Москве (26 декабря 1916 — 2 февраля 1917 и 27 декабря 1917 — 2 февраля 1918) и одну в Петрограде (19 февраля — 26 марта).

«Московский салон» (Общество художников «Московский салон») — объединение московских мастеров искусства, возникшее в 1910 году. На протяжении 1911—1917 годов объединение устраивало систематические выставки живописи, скульптуры и архитектуры. Последняя выставка группы художников «Московского салона» была показана в 1920 год в Москве как «XX выставка отдела ИзоНаркомпроса».
«Терпимость всех верований в искусстве (... Соединение различных направлений в живописи на одной выставке, их систематически группирование выяснит вдохновляющие и принципы и идеи» (Введение к каталог 1-й выставки картин Московский салон». М 1911, с. 1).
Участниками выставок объединения в разное время были: Н. С. Гончарова, А. С. Голубкина, П. П. Кончаловский, В. В. Крайнев П. В. Кузнецов, М. ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. И. Митрохин, М. С. Сарьян, П. С. Уткин, А. В. Фонвизин, А. В. Шевченко, Г. Б. Якулов и др.
В 1916 году опубликован список членов Общества: Н. Н. Агапьева, И. Н. Бохан, С. В. Герасимов, Н. М. Григорьев, М. А. Добров К. П. Ершов, И. И. Захаров, Е. А. Зернове П. М. Калинин, Е. И. Камзолкин, А. В. Келлер В. А. Климов, В. И. Ковальциг, А. Э. Миганаджиан, А. Н. Михайловский, И. А. Менделевич, Е. Д. Никифорова, В. Д. Олейник A. А. Пупарев, А. С. Рыбаков, Н. Р. Савин B. Ф. Фишер, В. Ф. Франкетти, М. Е. Харламов, Н. М. Чернышев, Н. В. Шперлинг В. А. Яковлев и др.
Правление Общества в 1917 году составляли художники: Е. И. Камзолкин (председатель) М. А. Добров (казначей), Н. М. Григорьев (секретарь), А. В. Келлер, Д. Э. Миганаджиан А. С. Рыбаков, В. Ф. Франкетти, В. А. Яковлев. В 1917 году объединение показало две вы ставки в Москве: 6-ю (15 февраля— 19 мар та) и 7-ю (с 26 ноября 1917 г.)

Московское товарищество художников - объединение московских мастеров, устраивавшее с 1893 года «Выставки картин московских художников», а с 1896 года — после принятия устава — «Выставки картин Московского товарищества художников».
Объединение существовало до 1924 года и устроил 26 выставок в Москве, Петербурге, а также в других городах: Орле, Саратове, Твери, Ярославле.
«Товарищество имеет целью способствовать успеху и развитию искусств в России, а также заботиться об интересах своих членов (Устав Московского Товарищества художников. М., 1896, с. 3).
В 1917 году объединение насчитывало 35 членов Товарищества: С. В. Беклемишев, Л. М. Браиловский, В. А. Ватагин, В. В. Владимиров, А. С. Глаголева, А. С. Голубкина, Е. В. Гольдингер, И. Г. Гугунава, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, Б. М. Каменский, В. Д. Замирайло, Ф. И. Захаров, А. Г. Иванов, Я. Я. Калиниченко, Е. И. Каменцева, В. И. Комаров, А. И. Кравченко, П. М. Миронович, И. И. Нивинский, С. В. Ноаковский, М. М. Огранович, П. Я. Павлинов, В. Д. Поленов, Ф. И. Рерберг, Н. Я. Симонович-Ефимова, А. П. Токарев, Н. П. Ульянов, В. А. Фаворский, Я.Ф. Шапшал, В. Д. Шитиков, A. И. Штурман, О. В. Энгельс, А. Г. Якимченко, А. А. Ясинский.
Правление Товарищества в 1917 году составляли художники: Ф. И. Рерберг (старшина), B. Н. Домогацкий (секретарь), П. Я. Павлинов (казначей), Е. В. Гольдингер, И. Г. Гугунава.
В 1917 году Товарищество показало 23-ю выставку картин и скульптуры в Москве (2 февраля — 1 марта).

«Новое общество художников» — объединение петербургских (преимущественно) художников, существовавшее с 1903 по 1917 годы и устроившее 10 выставок. Одним из организаторов Общества был Д. Н. Кардовский.
Учредители общества: К. Ф. Богаевский, А. Ф. Гауш, Д. Н. Кардовский, М. П. Латри, А. А. Мурашко, Н. А. Околович, Н. Ф. Петров, Н. В. Пирогов, А. А. Теснер, Н. М. Фокин, А. И. Штурман, А. В. Щусев. Бессменным председателем общества являлся Кардовский, секретарями (последовательно): А. Ф. Гауш, В. П. Тиморев, П. И. Нерадовский.
«(...) Главная цель общества — как нравственная, так и материальная поддержка окончивших и оканчивающих Академию художников» (Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., 1960, с. 139). Задача общества: «Устраивать художественные выставки в С-Петербурге и других городах Российской империи» (Устав Нового Общества художников. СПб., 1904, с. 1).
В разные годы на выставках принимали участие А. Н. Бенуа, И. И. Бродский, М. А. Врубель, А. Я. Головин, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, С. Т. Коненков, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, В. В. Кандинский, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. А. Рылов, Д. С. Стеллецкий, А. В. Средин, А. В. Щусев, А. Г. Явленский и др.
В 1917 году Общество показало в Петрограде последнюю 10-ю выставку (5 января — 15 февраля).

Общество архитекторов-художников — основано в 1903 году в Петербурге по инициативе профессоров Академии художеств и художников-архитекторов, окончивших Академию.
Членами Общества были Л. Н. Бенуа, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко, A. В. Щусев и др. По инициативе Общества был создан Музей старого Петербурга (1905), издавался «Архитектурно-художественный еженедельник» (1914—1917) и др., проводились конкурсы.
В 1917 году Общество обсуждало вопросы художественного образования в России, реорганизации Академии художеств, участвовало в проведении конкурса на оформление могил на Марсовом поле и др. Общество прекратило деятельность в 1932 году.

Общество имени А. И. Куинджи (Общество художников им. А. И. Куинджи) — объединение петербургских живописцев (преимущественно), возникшее в 1909 году по инициативе и на средства А. И. Куинджи, который являлся почетным председателем Общества.
Учредителями Общества являлись бывшие ученики мастерской А. И. Куинджи: А. А. Борисов, П. Н. Вагнер, К. К. Вроблевский, B. И. Зарубин, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, Е. И. Столица, а также художники В. А. Беклемишев, Р. А. Берггольц, Ф. Ф. Бухгольц, К. Я. Крыжицкий, В. Е. Маковский, А. В. Щусев и др.
Правление Общества последовательно возглавляли: К. Я. Крыжицкий, Н. Д. Ермаков, Н. П. Богданов-Бельский, А. А. Рылов, А. И. Кудрявцев, И. И. Бродский.
Свое существование Общество прекратило в 1930 году.
Задачи общества: «Оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным Обществам, кружкам и отдельным художникам; учредить для выдающихся художников конкурс им. А. И. Куинджи; построить выставочное помещение, как для отдельных, так и совместных выставок всех художественных обществ. Этим путем Общество надеется объединить художников на пользу развития и распространения искусства в России» (Устав Общества им. А. И. Куинджи.— ЦГИА, ф. 791, оп. 1, ед. хр. 4, л. 23).
Общество присуждало ежегодные премии, приобретало произведения, устраивало выставки, а также «куинджевские пятницы» — еженедельные концертные вечера.
В 1917 году (председатель правления: К. К. Вроблевский). Общество устроило в Петрограде 1-ю выставку картин, этюдов и эскизов (28 октября — 26 ноября 1917).

Общество поощрения художеств было основано в Петербурге в 1821 году (до 1875 — Общество поощрения художников) группой меценатов — И. А. Гагариным, П. А. Кикиным, А. И. Дмитриевым-Мамонтовым и др. с целью оказания помощи художникам и поощрения развития искусств.
Общество устраивало выставки, организовывало конкурсы, субсидировало художников во время их поездок за границу и т. д.
При Обществе имелась рисовальная школа для вольноприходящих (с 1906 — директор Н. К. Рерих), музей (с 1914 — директор П. П. Гнедич).
Общество издавало журналы «Искусство и художественная промышленность» (1898—1902), «Художественные сокровища России» (1901—1907).
В 1917 году Общество демонстрировало в своих стенах крупнейшие выставки многих объединений (45-я ТПХВ, 36-я Общества русских акварелистов и др.), устраивало систематически аукционы произведений русских и иностранных художников; показывало выставку акварелей, рисунков старых и новых мастеров, присуждало премии на ежегодно проводимом конкурсе и т. д.

Общество русских акварелистов (Императорское акварельное общество) — объединение художников, возникшее в Петербурге по инициативе кружка акварелистов во главе с преподавателем акварельной живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств Э. С. Вилье де Лиль-Аданом.
Организовывало ежегодные (с 1880 года) выставки акварельной живописи в Петербурге, Москве, а также Риге, Гельсингфорсе, Мюнхене, на которых в разные годы принимали участие А. К. Беггров, Альберт Н. Бенуа, С. И. Васильковский, К. А. Вещилов, В. И. Зарубин, Н. Н. Каразин, Л. О. Премацци, А. П. Соколов и др.
Общество существовало до 1918 года, когда была демонстрирована в Петрограде последняя 38-я выставка. В 1917 году Общество показало в Петрограде 36-ю выставку (6 января — 5 февраля).

Общество художников московской школы — объединение, возникшее в 1917 году по инициативе художников, окончивших Училище живописи, ваяния и зодчества: А. А. Андреева, Я. А. Башилова, Н. С. Шулпинова и др. (до создания объединения ими была устроена в Москве в 1916 году выставка картин «Молодых художников»).
Общество просуществовало до 1924 года, устроив три выставки. Цель общества: «Предоставить широкую возможность каждому лицу по окончании школы развивать свободно свои художественные силы», «(...) проявить себя как художника вне направлений и кружковщины возможно ярче и полнее, а также объединить бывших учеников Училища на почве искусства (...)» (Устав Общества. — ЦГАЛИ, ф. 668, оп. 1, ед. хр. 10, л. 21; Приглашение на 1-ю выставку картин Общества.— ЦГАЛИ, ф. 668, оп. 1, ед. хр. 9, л. 34).
В 1917 году в объединение входило более 60 художников и среди них: И. Г. Антропов, А. Н. Арженников, С. А. Аракелян, Я. А. Башилов, А. М. Герасимов, Н. М. Гущин, Е. А. Кацман, Н. Г. Котов, В. В. Крайнев, Е. А. Львов, К. И. Максимов, Д. И. Мельников, А. В. Моравов, О. К. Татевосян, Н. Б. Терпсихоров, М. М. Черемных и др.
Правление Общества в 1917 году составляли: Я. А. Башилов (председатель), А. Н. Арженников (казначей), О. С. Топалова (секретарь). Члены правления: В. В. Попатенко, В. В. Крайнев, Я. А. Фабианов, Н. С. Шулпинов. Кандидаты в члены: А. А. Андреев, В. И. Кельцев, Г. С. Фурсей.
В 1917 году «Общество художников московской школы» устроило 1-ю выставку в Москве (29 августа— 1 октября).

«Община художников» — объединение группы художников, состоявшееся в 1908 году при участии И. Е. Репина, который с 1915 года являлся почетным председателем Общины.
Объединение устраивало выставки за рубежом (Лондон, Амстердам, Гаага), в России (Сибирь, Кавказ). Последняя VII выставка состоялась в 1928 году в Ленинграде.
В 1932 году Общество было расформировано.
«Одна из задач, стоящих перед Общиной до революции, было объединить и оказать всяческое содействие молодым художникам, только что окончившим Академию художеств» (ЦГАЛИ, ф. 2020, оп. 1, ед. хр. 16, л. 6).
«Община художников, ценя особенности творчества каждого отдельного художника, старалась не замыкаться в узких рамках одного какого-то течения и объединяла художников различных направлений. Главной своей задачей Община ставит работу над повышением художественной культуры» (Из преди¬словия к каталогу VII выставки Общины ху¬дожников. Л., 1928).
В 1917 году в объединение входили художники И. И. Бродский, Н. И. Верхотуров, Г. Н. Горелов, П. И. Котов, Г. К. Савицкий, В. Л. Симонов, М. Г. Манизер, В. В. Лишев и др.
Объединение в 1917 году возглавляли: М. А. Керзин (председатель), В. В. Степанов товарищ председателя), Е. Малышев (казначей), Т. И. Катуркин (секретарь общины).
В связи с 45-летием художественной деятельюсти И. Е. Репина «Община» в 1917 году показала выставку картин в Петрограде (с 24 ноября).

Петроградское общество художников (Санкт-Петербургское общество художников) возникло в 1890 году, объединяло художников академического направления и устраивало ежегодные выставки в Петербурге и Москве, существовало до 1918 года и устроило 6 выставок.
С.-Петербургское Общество имеет целью: ...) содействовать успеху и развитию искусства в России и тем упрочить положение своих членов, как в нравственном, так и в материальном отношении (...) Устраивать художественные вечера» (Устав С.-Петербургского общества художников.— СПб., 1890, 1-2).
1917 году объединяло более 30 членов: В. Бакалович, Г. К. Бакмансон, В. П. Батурин, 3. Башинджагиан, Н. Д. Благовещенский, . Ф. Бухгольц, В. В. Беляев, И. А. Вельц, К. Вениг, Д. М. Гаврильцев, П. И. Геллер, П. Гирв, И. Л. Горохов, С. С. Егорнов, . И. Игнатьев, В. М. Измаилович, Г. А. Кемминг, Г. О. Калмыков, Г. П. Кондратенко, А. Кошелев, П. О. Кюфферле, К. П. Левин, С. Е. Леднев-Щукин, В. В. Мазуровский, М. Л. Маймон, Н. С. Матвеев, П. Р. Медем, B. И. Навозов, М. И. Пален, И. А. Пасс, C. К. Пиотрович, Р. И. Рашевский, О. О. Фрейвирт-Лютцов, Н. И. Шатилов, С. И. Юнкер.
В 1917 году Общество показало XXV выставку картин в Петрограде (22 января — 26 февраля) и Москве (с 25 марта).

Петроградское товарищество художников — объединение петроградских художников, существовавшее до 1924 года и устроившее 16 выставок (1922), последняя «весенняя выставка картин Товарищества художников» была показана в Ленинграде в 1924 году.
В разные годы на выставках объединения участвовали: М. И. Авилов, Альберт Н. Бенуа, Я. И. Бровар, Ф. Ф. Бухгольц, П. Д. Бучкин, И. А. Владимиров, К. А. Вещилов, К. К. Вроблевский, И. М. Грабовский, М. М. Далькевич, A. В. Маковский, П. С. Наумов, Г. К. Савицкий, B. С. Сварог и другие художники.
В 1917 году Товарищество показало в Петрограде XVI выставку картин (3—30 апреля) и «осеннюю» (с 24 сентября).

«Свободное творчество» — объединение московских художников (1911 —1918), устроившее семь выставок картин и скульптуры. В разные годы на выставках этого объединения участвовали: Д. Д. Бурлюк, А. М. Вас¬нецов, К. А. Коровин, А. И. Кравченко, В. К. Бялыницкий-Бируля, С. Ю. Жуковский, М. В. Нестеров, С. В. Ноаковский, П. И. Петровичев, А. В. Шевченко и др.
В 1917 году «Свободное творчество» показало в Москве 6-ю выставку (с 26 декабря 1916— 12 января 1917).

«Свободное искусство» — объединение московских художников (1912—1922), устроившее девять выставок картин, графики, индустрии под названием «Современная живопись».
«Общество художников «Свободное искусство» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств. Район деятельности — город Москва. Для достижения указанной цели Общество имеет право устраивать в Москве: а) художественные выставки и б) лекции, рефераты, курсы, музеи и т. п.» (Устав Общества «Свободное искусство». М., 1912, с. 1—2).
В разные годы на выставках участвовали: А. И. Кравченко, В. В. Крайнев, М. В. Леблан, К. С. Малевич, И. А. Малютин, А. В. Манганари, С. Д. Меркуров, С. В. Ноаковский, О. Н. Натальина, И. Н. Павлов, Н. И. Пискарев, М. Д. Рындзюнская, В. Е. Татлин и др. Постоянный выставочный комитет: П. А. Бакланов, М. В. Леблан, С. Р. Орлов, Н. Н. Поманский, А. П. Фаберже.
В 1917 году это общество устроило две выставки «Современная живопись» в Москве — 5-ю (26 декабря 1916 — 8 января 1917) и 6-ю (25 декабря 1917 — 7 января 1918).

«Союз русских художников» — объединение петербургских и московских художников (с 1910 года преимущественно только московских мастеров), существовавшее с 1903 по 1923 год и осуществившее 18 выставок в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. Последняя выставка — Весенняя выставка «Союза русских художников» была организована в Москве в 1923 году.
Задача объединения: «Содействовать распространению произведений русского искусства и облегчить членам «Союза» сбыт их художественных произведений» (Устав «Союза русских художников» в Москве.— О. р. ГТГ 94/1—2, л. 1).
В 1917 году объединение насчитывало более 30 членов «Союза»: М. X. Аладжалов, A. Е. Архипов, Г. М. Бобровский, И. И. Бродский, В. П. Бычков, А. М. Васнецов, С. А. Виноградов, А. Я. Головин, М. А. Дурнов, С. Ю. Жуковский, Н. С. Зайцев, Н. А. Клодт, К. А. Коровин, Н. П. Крымов, А. В. Лысенко, М. А. Мамонтов, С. В. Малютин, Ф. А. Малявин, B. Н. Масютин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, П. И. Петровичев, М. С. Пырин, А. А. Рылов, Д. С. Стеллецкий, А. С. Степанов, А. В. Средин, С. Н. Судьбинин, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон, П. Е. Щербов, А. Е. Яковлев, М. Н. Яковлев.
Комитет «Союза русских художников» в 1917 году составляли художники: А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, С. А. Виноградов, C. Ю. Жуковский, Н. А. Клодт, К. А. Коровин, В. В. ереплетчиков.
В 1917 году «Союз» показал две выставки картин: 14-ю — в Москве (18 декабря 1916 — 8 января 1917) и Петрограде (10 февраля — 27 февраля 1917) и 15-ю — в Москве (26 декабря 1917 — 29 января 1918).

«Среда» — художественный кружок, существовавший в Москве с 1886 по 1924 год. Его участники устраивали регулярные рисовальные вечера — «среды», аукционы, а также выставки произведений членов кружка (1911 — 1918).
В 1917—1918 гг. кружок состоял из 32 членов, среди которых были художники Апсит (А. П. Петров), Н. А. Богатое, И. А. Малютин, Н. К. Константинов, И. Н. Павлов, П. И. Петровичев, Д. С. Орлов (Моор), С. И. Ягужинский и др.
Бессменным представителем кружка и его почетным членом являлся В. Г. Шмаровин — любитель искусства и коллекционер.

Товарищество передвижных художественных выставок. Объединение художников (1871 — 1923), организованное по инициативе Н. Н. Ге И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова и др.
Устроило 48 передвижных выставок картин в Москве, Петербурге, а также Воронеже, Казани, Киеве, Кишиневе, Одессе, Орле, Риге, Саратове, Харькове, Ярославле и др. городах.
«Товарищество имеет целью устройство... во всех городах Империи передвижных художественных выставок в видах: доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами: развития любви к искусству в обществе; облегчения для художников сбыта их произведений» («С.-Петербургские ведомости», 1871, 23 ноября, № 323).
В 1917 году Товарищество объединяло 40 членов: В. Н. Бакшеев, В. А. Беклемишев, В. С. Богатырев, И. П. Богданов, Н. П. Богданов-Бельский, Н. К. Бодаревский, В. К. Бялыниц-кий-Бируля, Е. Е. Волков, К. И. Горбатов, Н. Н. Дубовской, М. М. Зайцев, В. И. Зарубин, А. В. Исупов, Н. А. Касаткин, П. И. Келин, А. Б. Лаховский, А. В. Маковский, В. Е. Маковский, С. Д. Милорадович, А. В. Моравов, А. А. Мурашко, А. И. Мухин, П. А. Нилус, Л. В. Позен, В. Д. Поленов, П. А. Радимов, И. Е. Репин, Ю. И. Репин и др.
В 1917 году Товарищество передвижных выставок показало 45-ю выставку картин в Москве (20 декабря 1916 — 10 января 1917) и Петрограде (12 февраля—19 марта); выставку этюдов, эскизов и рисунков в Москве (21 ноября — 7 декабря); 46-ю выставку картин в Петрограде (с 6 декабря 1917).




Версия для печати
Комментарии: (1)   Рейтинг: